Экология души

Экология души - как расширить творческие возможности

Экология души - как расширить творческие возможности

/ / 106

Библия говорит: Бог сотворил землю. На второй день он сотворил твердь и воду. Затем он сделал время, солнце и луну. Hа пятый день Бог сотворил птиц, животных и пресмыкающихся. А на шестой день сотворил Бог Человека по образу и подобию Своему, по образу Божьему сотворил. И увидел Бог, что все, что он создал, хорошо весьма...

Кем же перед нами выступает Бог? И что подобного ему у нас есть (а у него - подобного нам)? Может, руки-ноги, как на картинах? Hет, это уже человек создает бога по подобию своему.

Бог же по Библии Творил, создавал из небытия что-то новое, невиданное раньше. И это практически основное, что нам о нем известно. В дальнейшем он уже только оценивал (хорошо) или корректировал и испытывал свои творения. А чем же подобен ему человек? Творческой душой, искрой Божей. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...»

Человек, меняющий деятельность на наслаждение, творческий импотент. Цель жизни человека - в творческом преобразовании мира, в решении задач, возникающих перед ним в процессе его деятельности.

Какие механизмы нужны человеку для творчества?

1. Критичность

Во-первых, механизм определения задачи, т.е. расхождения между гармонией и дисгармонией. Этот механизм называется критичностью психики. В основе его работы лежат чуства, мышление, воображение. Сталкиваясь с дисгармонией, человек испытывает чуство дискомфорта, и, пытаясь избавиться от него, либо решает вставшую перед ним проблему, либо заглушает чувство дискомфорта механизмами защиты (например самооправдания, облагораживания зла и т.п.)

Критичность состоит из двух частей:

  1. Оценка чуствами гармоничности или дисгармоничности новой информации.
  2. Создание воображением и мышлением идеального образа решения задачи.

2. Психомоторика

Вторым механизмом является - психомоторика. Это то, что собственно помогает нам решить задачу. То есть находит верный и оптимальный (то есть гармоничный) элемент в нарушенной картине мира.

Психомоторика состоит из двух частей:

  1. Психика - мыслительный процесс решения задачи.
  2. Моторика - способность нашего тела воплотить идеальный образ, построенный нашим мышлением в реальный предмет.

3. Энергопотенциал

Третьим механизмом является наш энергопотенциал, то есть способность совершить всю эту работу, также состояший из двух частей.

  1. Базовый - он заложен генетически при рождении и расходуется только в экстремальных случаях (болезнь, стресс).
  2. Оперативный - он предназначен для «ежедневного использования».  Его основное свойство состоит в том, что он не состояние, а процесс, волна. А это значит, что он находится в постоянном движении и подчиняется правилу «что не растет, то убывает». Именно энергопотенциал дает жизнь критичности психики и психомоторике. Поэтому каждому человеку необходимо наращивать энергопотенциал.

Три способа наращивания энергопотенциала

  1. Положительными эмоциями.
  2. Движением.
  3. Решением задач.

Все три механизма ЭПК (энергопотенциал-психомоторика-критичность) составляют целостность, т.е. недоразвитие одного нельзя компенсировать более сильным развитием другого. Во всем нужна гармония.

И действительно, при недоразвитости критичности мы не видим задач, при неразвитости психомоторики мы не можем ее решить, а при слабом энергопотенциале у нас нет на все это сил. В любом случае механизм таланта (ЭПК) отключается. И тогда человек, закрываясь от дискомфорта, опускается «этажом ниже» своего существования.

Этажи мироздания человека

Что же это за этажи? Я попробую дать их описания.

Человек-раб - самый низкий (ниже уже болезнь тела)

Раб обстоятельств, случаев, людей, окружающей среды. Его основная цель - самосохранение. «Лишь бы завтрашний день был похож на сегодняшний, лишь бы ничего нового»! И действительно: все новое нарушает уже сложившуюся у него картину мира, что требует перестройки, на которую у него и сил-то нет. Поэтому от всего нового он яростно защищается.

Что же находиться в центре его картины мира? Он сам! Он - мера всех вещей, он сосредоточие истины, добра и красоты. Для него нравственно то, что ему приятно. А что еще ему остается, если глядя в зеркало он видит измученное, безвольное существо? Только разукрасить его своими грезами... И он погружается в эйфорию мечтаний, где он самый сильный, красивый и обожаемый. «- Да, есть тайный смысл в моей внешне серой, и никчемной жизни».

Hо мечтания - доминантны, то есть занимают все наше внутреннее пространство и не оставляют место не для чего другого. И вот уже нет задач, проблем, решений.

В мечтаниях так все просто решается! (Но не нужно путать мечту и мечтания. Первое - процесс работы критичности. Его цель - нахождение чего-то нового, ранее не существовавшего, планирования будущей деятельности. А цель мечтаний - самосохранение и самолюбование).

Как только человек погрузился в мечтания - он уже на уровне эмоций, и подъем обратно стоит больших сил. Как заметил известный психолог Бэндлер, «Наш мозг - это компьютер без кнопки выключения. И если вы его о чем-то попросили подумать, он будет это делать, пока вы не попросите его думать о чем-то другом». От себя добавлю, что при этом он обладает большой «инерцией». И чтобы сместить его на что-то новое, требуются дополнительные силы. И иногда очень значительные.

Человек на уровне раба похож на амебу. То есть избегает отрицательных эмоций, стремится к положительным. Территория, освоенная им - минимальна и ограничена его собственным телом. Поэтому он так тщательно ее (то есть себя) оберегает, возводя новые стенки и барьеры. Hаиболее запоминающиеся минуты в его жизни связаны именно с положительными эмоциями. Hо поскольку эмоция есть волна, а значит, она то прибывает, то убывает и плюс сменяется на минус, то мозг старательно помнит и копит вещи, связанные с положительными эмоциями. Такие как - материальные ценности, дорогие вещи, признание окружаюших (даже не искреннее). И побольше, побольше. Успеть, урвать, а там - хоть трава не расти.

Его основной инструмент работы - примитивный, но несгибаемый шаблон, помноженный на уверенность в собственной непогрешимости. Кстати, таких людей - до 90%. Однако, я хочу подчеркнуть, что это не типы людей, а уровни развития человека. И в том, что он внизу, часто виноват не он сам, а родители, школа и т д, которые задавили его начальный потенциал.

Ведь КАЖДЫЙ человек рождается талантливым, с нормальным ЭПК. Hо сначала пеленанием тела, затем пеленанием мысли «Hе выпендривайся, все и так давно известно и т.п.», потенциал ребенка истощается. Hо тем не менее, у каждого есть возможность найти свой путь, выправить ЭПК, стать талантом, а может даже и гением несмотря ни на что.

Hо вот по каким-либо причинам ЭПК человека возрос, и он оказался на следующем уровне - уровне чуств.

Человек-потребитель

Второй уровень, уровень чувств - это человек-потребитель. Цель его жизни - наслаждение. Hаслаждение окружающим миром. Он хорошо поет и играет, ходит на все театральные новинки, знает классическую и современную литературу. А какое прекрасное образное мышление! Как чутко он умеет переживать картины и плакать над страданиями героев! Он - свет в окошке, яркий, задушевный и элегантный человек (не в пример рабу: одетому как мышка - в серое или по моде).

Он мил и обаятелен, он полон нераскрытых талантов, которые обязательно раскроются в свое время. Но ни одной задачи он не решил, ни одному человеку не помог. И свет горящий вокруг него - лишь голографический морок. Хочешь погреться, видишь что пламя рядом, а руки, проходя через пустоту, чувствуют холод.

Основная цель потребителя - поглощение окружающих гармоний. Сколько книг прочитано! Сколько фильмов просмотрено! Сколько друзей его любят! Он, как корова, хрумкает гармонии. Но корова хоть молоко дает, а он - ничего.

У потребителя хорошая психомоторика, благодаря которой он ярко и легко усваивает знания, умения, навыки. У него, лучше чем у раба, развита критичность, благодаря которой он видит и отличает гармонию от дисгармонии и может разглядеть задачу. Но на решение задач его энергопотенциала не хватает. Поэтому он не находит ответ, а выдумывает его, оправдывая те несовершенства мира, которые видит. И поскольку мир не всегда добр и красив, ему остается лишь облагородить зло: - «Каждого можно понять! А что вообще есть добро? Ведь добро одного есть зло другого» и т.п.

Такой человек как бабочка перепархивает с цветка на цветок, поглощая гармонии, строя яркие образы. Но, едва нектар исчезнет, и покажется дно - т. е. дискомфорт, задача - он перелетает на следующий. Образы же его так и остаются лишь переливами образов, не преобразуюясь в мысль, поскольку на это не хватает потенциала.

Если вы спросите его о просмотренном фильме, то в ответ услышите одни превосходящие эмоции, восклицания. И ни одной мысли. Что же он выдает? Правильно, положительные эмоции от наслажденичя гармониями, которые он потребил.

Територия человека находящегося на этом уровне равна его телу, как и у раба. Но он безответственно «пасется» на чужих грядках, считая их своими. А поскольку его редко бьют по рукам, он и пребывает в этом приятном заблуждении всю свою жизнь, и умирает с увольствием от не зря проведенного времени. Его инструмент - набор шаблонов, которые он меняет с огромной изобретательностью.

Человек-талант

Третий уровень - это человек-талант, человек на уровне интуиции. Его территория - весь мир, его окружают задачи. Некоторые из них он решает проходя, даже не заметив. Перед некоторыми ему приходится собрать все свои усилия. Некоторые мучают его всю жизнь.

Окружающим он кажется странноватым. Зачем искать на свою голову приключений? Зачем сходить с проторенной дороги и ломиться сквозь кусты? Но для таланта как раз шаблон, однообразие, смертельно гибельны. Любую задачу он решает сам и только оригинально (не оригинальничая - как потребитель, стремясь выделиться, а оригинально, то есть не по шаблону). И решая задачу, осваивая новую территорию, он испытывает счастье. То есть счастье для него - это процесс расширения освоенной территории, реализация территориального императива.

Окружающим это не нравится. Конечно, нижние этажи хотят покоя, а на верхних стучат молотки, визжат пилы, идет строительство. Но именно этот человек и есть инструмент природы, которым она развивает этот мир. И вся культура которая нас окружает (материальная и идеальная) создана этими людьми. Так давай же поблагодарим их за это!

Человек-разрушитель

Есть еще один вариант - черный человек, человек-разрушитель. Его действия определяются апсией - то есть отсутствием души. Он не плохой, не бездуховный (как раб, у которого на это просто нет сил), а бездушный. Нет ее! Это палачи, садисты и т.п.

Находясь на уровне потребителя и стремясь к наслаждению, он начинает получать наслаждение от разрушения гармонии (ведь она очень высоко энергетична). Но ведь душа (чувство) восставали против каждого разрушения. И человеку в погоне за положительными эмоциями разрушения приходится начать уничтожение своего нравственного чувства, своей души. Но уничтожив душу, он оказывается в энергетической ловушке.

Ведь эмоции быстро гаснут и для получения новых требуется разрушение все большей гармонии. Качели раскачиваются, и вот он бросается с факелом на храм Артемиды, с ритвой на картину Рембранта, с ножом на человека. Для себя он - властитель мира, разорвавший рутину, разбивший скуку этого мира, его идеал - абсолютный порядок во всем. Для людей он тиран, уничтожающий талантов и гармонию. Для природы - бедствие.

Как уже говорилось, наша цель - экология души, то есть включение в работу всех трех компонентов механизма таланта: психомоторики, критичности психики и энергопотенциала. Рассмотрим их более подробно.

Три компоненты механизма таланта

1. Психомоторика

Психомоторика, состоит из двух составных частей:

  1. Психики (движения мысли).
  2. Моторики (движения тела).

Движение мысли происходит в информационном поле - ноосфере, представляющем из себя сумму фактов (известных нам или предполагаемых нами), уложенных в определенные структуры (то есть между фактами есть взаимосвязи). В идеально гармоничной ноосфере все факты и структуры соответствовали структуре.

Нарушение гармонии есть несоответствие (или отсутствие) факта заданной структуре, либо структуры по отношению к фактам. Наше внимание фиксируется на этом несоответствии и начинает подбирать из памяти или воображать недостающие факты (процесс ассимиляции по Пиаже), либо структуры (процесс аккомодации).

Более подробно о психических ункциях можно узнать из курса общей психологии, а если коротко, то образно:

Процесс мышления можно представить в виде маятника внимания, раскачивающегося на стержне мотива или воли в ноосфере. Это тянет его вперед. Маятник качается в двух плоскостях.

  • Во-первых в плоскости памяти от фактов к структурам и обратно.
  • Во-вторых в плоскости воображения - от конкретизации к обобщению.

Мотив направляет нас к цели в рамках области, ограниченной чувствами (решение задачи должно быть истинным, красивым и нравственным) и способностями (то есть моторикой).

Пример:

Едва внимание зафиксировалось на элементе ноосферы, возникает образ, за ним мысль. И если решение оказалось верным, происходит включение в структуру и налаживание остальных взаимодействий, возникают положительные эмоции.

В случае разнонаправленных мотивов включается в работу воля (выбор мотивов происходит в зависимости от ценностно-личностных ориентиров человека). Воля состоит из функции планирования деятельности и функции целеустремления, то есть усилия по преодолению возникающего противодействия. Ее можно сравнить с маховиком, который трудно раскручивать, но раскрутившись, он обладает огромной пробивной способностью.

Фактически, волю приходится мобилизовать каждый раз, если решение не найдено сразу. Тогда отрицательные эмоции возрастают, начинается поиск в более дальних областях ноосферы при большей степени абстракции, при большем объеме материала.

Продуктивность этих процессов обеспечивается волей:

Память - это размер нашего информационного поля (ноосферы). Памятью также определяется качество поля. Если куски отделены, разрознены, то мы не можем оперировать таким полем, поскольку оно дает искажения.

Воображение - это возможность представить несуществуюшее.

Мышление - это легкость движения «маятника» по этому полю - то есть это процесс.

Внимание - возможность фиксации «маятника».

Цель - осознание, то есть заполнение информационного поля гармонией и взаимосвязанными фактами.

Моторика - это наша способность действовать, то есть сила и точность наших движений. Понятно, что чем больше развито тело, его способности и умения, тем легче преобразовать идеальный объект в материальный.

Моторика в свою очередь состоит из трех производных:

  • Произвольная моторика
  • Сенсомоторока
  • Идеомоторика

2. Энергопотенциал

Энергопотенциал можно определить, как способность души человека совершить работу. Как уже говорилось, именно энергопотенциал обеспечивает возможность работы критичности и психомоторики, но сам по себе не определяет таланта. Естественно, важно знать средства накопления энергопотенциала, их всего три.

Средства накопления энергопотенциала:

  1. Положительные эмоции;
  2. Движение;
  3. Решение задач.

Когда критичность сталкивается с гармонией, гармония отдает часть своего потенциала. Кстати, сама гармония при этом не уменьшается, то есть, сколько бы мы не любовались Джокондой, она хуже не станет. Движение принадлежит психомторике - чем более развита психомоторика, чем больше она действует, тем выше прирост энергопотенциала. И наконец, третий, наиболее эффективный способ - решение задач. То есть, работа всех механизмов таланта.

Причем энергопотенциал обладает удивительным свойством: при правильном с ним обращении, чем больше человек его расходует, тем больше получает, и наоборот. Если хочешь получить прибыль, в начале нужно что-то вложить. Это можно сравнить с полем. В начале его засевают зернами, а затем, при правильном уходе, получают урожай. Либо можно сравнить с приростом денег в банке. Но что делать, если этого «задатка» нету? Если человек работает на пределе?

Дело в том, что человек большинство своего потенциала расходует впустую. Это происходит тогда, когда он замкнут на себя. Он стремится оправдаться перед собой и другими, лелеет чувство собственной важности, растрачивает потенциал в ссорах и конфликтах.

Вы видели как люди конфликтуют? Если один из них перестанет отвечать на провокации другого, второй пытается всеми силами заставить его выйти на эмоциональный уровень, то есть на уровень огромного расхода энергии. Либо же они оба «обмениваются репликами», пытаясь сбросить лишний энергопотенциал. Он у них лишний! Они не знают куда его девать. А направить на решение задач не могут, или не знают как, тем более, что это требуте большого волевого усилия.

Также большинство подростков, имея высокий энергопотенциал, пытаясь самовыразиться, делают это антисоциальными способами. И еще раз - с потенциалом у них все нормально, психомоторика может быть развита, а критичность, куда входит чувство, в том числе нравственное, не действует.

Есть еще один важный момент - дело в том, что активность человека распределяется неравномерно, а как бы по очереди, между внутренней деятельностью, направленной на осознание происходящего и внешней, направленной на изменение мира.

Это можно представить в виде двух расходящихся спиралей (синусоид). Например человек уже осознал саму проблему и понемногу начинает ее реализовывать. В результате его действий кривая внешней активности, ползет вверх. Но одновременно с этим мотив снижается (ведь проблема постепенно решается). Затем, после реализации результат анализируется и возникает новая идея. Синусоида внешней активности движется вниз, а внутренней - наверх, затем цикл повторяется.

Выводы:

  1. Потенциал человека динамичен. Он находится в постоянном движении. Сначала точка его приложения извне вовнутрь, а затем обратно по синусоиде.
  2. При провале одной составляющей неминуемо падает и вторая, а потенциал распыляется.
  3. Движение по кривым повышает энергию.
  4. Каждая кривая имеет определенную периодичность. При запаздывании потенциал рассеивается.
  5. Кривая начинает ползти вверх в то время, когда вторая бывает на максимуме.
  6. В точке пересечения кривых могут наступить кризисные состояния. Особенно при поднятии кривой осознания и пересечении ее с нисходящей кривой деятельности.

3. Критичность

Критичность - это глаза таланта, это умение видеть в обычном необычное. Представьте - всем хорошо, а человек чувствует дискомфорт. Понять причину дискомфорта - значит понять задачу. Преобразовать дискомфорт в комфорт - значит решить задачу. Но не нужно путать процессы: при снижении энергопотенциала человек перестанет изучать задачу и она для него исчезнет.

Критичность включает в себя чувства, мышление и воображение. Когда к нам приходит новая информация она вначале проходит через систему фиьтров, а затем воздействует на наши чувства - интеллектуальные, эстетические, нравственные. Эти чувства оценивают информацию в соответствии с эталонами истинности, добра и красоты.

Интеллектуальные чувства дают нам науку, эстетические - искусство, нравственные - религию {культура}. Если поступившая информация соответствует эталону и следовательно, является гармоничной, то человек испытывает комфорт, положительные эмоции, а энергопотенциал подпитывается энергией данной гармонии.

В случае несоответствия информации эталонам, человек испытывает дискомфорт и у него есть два пути:

  1. Закрыться, отвернуться от неприятной информации. Усилить защитные фильтры. Человек спускается на более низкий уровень, вчерашняя дисгармония вновь начинает удовлетворять его, он просто перестает ее замечать.
  2. Человек начинает воспринимать данную проблему как задачу и пытается ее решить. В этом случае наше воображение начинает строить идеальную модель желаемого, используя предшествующий опыт. Это - максимум кривой осознания. После этого в действие вступает психомоторика и начинает, подчиняясь идеальному образу, материализовывать его на практике.

Почему же так часто реальный предмет сильно отличается от идеального?

Во-первых, это может быть из-за нечеткого представления и плохой продуманности идеального образа.

Во-вторых, возможна неточная реализация образа из-за фильтров стоящих на выходе. Затем информация поступает в ноосферу и результат человеческой деятельности вновь оценивается его чувствами: хорошо ли то, что он сделал.

Если результат хорош, то его энергопотенциал и опыт возрастает, и человек переходит к следующей проблеме. Если результат неудовлетворителен, то человек может вновь попробовать решить данную задачу.

Третий возможный вариант - это отказ от решения задачи и самооправдание.

Есть и еще один вариант - человек начинает решать проблему поэтапно: вначале упражняясь на специально созданной модели проблемы, а затем постепенно переходя к решению реальной проблемы.

Какие же фильтры стоят на входе?

  1. Биологические - они снижают границы нашего восприятия до физиологических возможностей рецепторов.
  2. Психологические - новая информация преобразуется под воздействием прошлого опыта, стереотипов восрпиятия.
  3. Социальные - искажение информации под действием мнения группы.
  4. Экстремальные - защитная реакция при резком несоответствии новой информации предыдущей, либо ожидаемой и разрушающей прошлую картину мира.

Фильтры, с одной стороны, выполняют защитную функцию, ограничивая нас от нежелательной или опасной информации. С другой стороны они, к сожалению, очень часто ограничивают поток необходимой информации - той, которую человек вполне бы мог воспринять и преобразовать в гармонию.

Какие фильтры стоят на входе сознания?

  1. Психологические - недоверие к себе и своим возможностям. Возникают при отсутствии собственной творческой деятельности, поскольку нет собственного опыта, нет знания о своих возможностях. Из-за этого обычно возникает неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная).
  2. Моторные - это наши умения и навыка, степень тренированности и развитости тела, возможность точно воплотить в жизнь идеальный образ.
  3. Физиологические - это то, что останавливает работу, когда возможности организма уже исчерпаны, далее следует разрушение организма, хотя его устойчивость и поддается тренировке. Мало того, тренировка действитнльно результативна только тогда, когда приближается к физиологичесному барьеру или даже чуть превышает его.

Кстати, промежуток между психологическим и физиологическим барьерами достаточно велик, то есть человек говорит «Hе могу!» гораздо раньше, чем это действительно происходит. И учитель должен помочь ученику заставить преодолеть себя, поверить в свои силы. Все эти барьеры сужают наши возможности действовать, поэтому желательно всеми силами стремиться к их снижению и расширению собственного пространства.

Автор: Strannik

Публицистика

Турклуб Странник