Фанские горы

Фанские горы. Схема орографии

Фанские горы (в просторечии Фаны) расположены на юго-западе Памиро-Алая в районе Гиссарского и Зеравшанского хребтов, что переводится соответственно как «Крепость» и «Дающий золото» — этот район до сих пор хранит золотоносные рудники. Преимущественно расположены на территории Таджикистана.

География

Условно Фанские горы ограничены с севера Зеравшанским хребтом, с юга Гиссарским хребтом, с востока рекой Фандарья, с запада рекой Арчимайдан. Район Маргузорских озёр часто также относят к Фанским горам.

Высшая точка района — вершина Чимтарга 5489 м. Другие пятитысячники — Бодхона (5138 м), Чапдара (5050 м), Большая Ганза (5306 м), Малая Ганза (5031 м), Замок (5070 м), Мирали (5132 м), Энергия (5120 м).

Фанские горы славятся своими живописными озёрами, среди которых — Алаудинские в долине реки Чапдара, Куликалонские, Алло, Искандеркуль.

Походы и восхождения в Фанских горах

Первые восхождения на пятитысячники Фанских гор были совершены во время небольших экспедиций в конце 30-х годов. В 1936 году группа военных топографов под руководством Сибирцева поднялась на главную вершину района Чимтаргу (5489 м). В 1937 две немногочисленные группы А. Мухина (2 чел.) и Е. Казаковой (3 чел.) прошли несколькими маршрутами большую часть Фанских гор и поднялись на Большую Ганзу, Энергию, Чимтаргу. В 1939 году состоялась еще одна экспедиция во главе с А. Мухиным.

Массовое освоение альпинистами Фанских гор началось во второй половине 60-х годов. Были совершены первовосхождения на основные вершины района, а также пройдены сложные стенные маршруты. Расцвет приходится на семидесятые годы, когда в течение одного сезона сотни альпинистов совершали восхождения 5Б и 6-й категории сложности. В тот период большинство призеров Чемпионата СССР по альпинизму в техническом классе составляли команды, прошедшие маршруты в Фанских горах.

Непосредственно район Фанских гор, во всяком случае, его обжитая «спортивная» часть, ограничивается на западе цепочкой Маргузорских озер, а на востоке — дорогой Душанбе — Самарканд. Север — это, фактически, уровень Куликалонских — Алаудинских озер (севернее туристы практически не заходили — очень редкие отчеты, и только простые перевалы), а с юга — это уровень озера Искандеркуль. В альпинизме, вероятно, имеет смысл к рассматриваемому району добавить и Ягнобскую стену (Замин-Карор), которая расположена несколько восточнее по реке Ягноб. В любом случае весь район, включая и подъезды, помещается в прямоугольник 90×65 км, а от конечных точек по дорогам едва ли превышает 50 км.

Интересно образование названий Фанских гор. Названия можно разделить на три группы. К первой относятся названия с нераскрытым смысловым значением: Фандарья, Фан-Улла, Ганза, Зинах. Местные таджики считают, что эти названия остались как памятники какого то ранее жившего здесь народа. Другую группу представляют наименования, данные таджиками и имеющие перевод на русский язык: Ягноб (ледяная вода), Ахбасой (ущелье на перевал), Арча-Майдан (арчовая площадь), Бодхона (дом ветров), Якка-Хана (один дом), Зиндон (тюрьма), Санги-Сафед (белый камень), и т. д. Третью группу составляют названия, данные путешественниками, альпинистами и туристами, — пик Энергия, гора Дождемерная, вершина Москва, перевал Двойной. В некоторых случаях имеется двойное название — русское и таджикское: Дождемерная — Куи-Чорбаи, Кырк-Шайтан — Симоб и т. д. Местные названия часто не выделяют подробности, а охватывают целый участок территории, например, Казноком называются вершина, перевал, река и все пространство вокруг ущелья Казнок.

Климат

Климат Фанских гор континентальный. Зима, как правило, мягкая и снежная. В период с февраля по май склоны Фанских гор часто лавиноопасны. С июня по октябрь устанавливается сухая, теплая погода. Наиболее рекомендуемое время путешествий и восхождений в Фанах — конец июня — начало сентября. В то же время многие альпинисты отмечают меняющийся климат района. Ранее «сухие теплые Фанские горы» стали похожи на Приэльбрусье. Дождливая холодная погода в «сезон» и здесь уже не редкость.

Горы обитаемы, и так как местные жители пасут многочисленные стада, не стоит пить некипяченую воду из озер и больших рек на уровне выпаса или ниже. Воду из родников, ручьев, и рек выше выпаса можно пить спокойно.

Заезд в район

Самолет — это либо Узбекистан — Ташкент с последующим переездом в Самарканд, или непосредственно в Самарканд, либо Таджикистан — Худжант (бывший Ленинабад) или Душанбе. Поездом можно добраться до Ташкента или Самарканда (электричка, автотранспорт), и уже восстановили ж/д сообщение Москва — Душанбе. Дальше — только автотранспорт.

От Самарканда любым местным транспортом добираетесь до границы, границу переходите пешком, за шлагбаумом садитесь на любой таджикский транспорт и едете в Педжикент (рынок и закупки всего местного) и далее в горы. В Педжикент можно также доехать и из Душанбе, и из Худжанта. В любом случае вы попадаете на трассу Педжикент — Айни — Душанбе, от которой в разных местах можно отъехать к разным участкам района, с целью разноса забросок или к началу маршрута.

Теперь пойдем от Педжикента и далее по дороге на Душанбе. Прямо из города можно уехать по дороге на Маргузорские озера, как минимум до кишлака Шинг. В кишлаке Шинг все еще присутствуют последствия гигантского селя, который снес часть поселка и создал огромное пространство, где ничего не растет. Дорога идет и дальше, и проезжают даже автобусы типа ПАЗ-ика, доехать можно до кишлака Маргузор. По дороге можно увидеть останки бывшей турбазы Маргузор, снесенной селем. Ну и озера — цепь Маргузорских озер считают красивейшей в Фанских горах. Здесь можно и покататься на катере. Отсюда можно начинать маршруты либо простым перевалом Тавасанг (н/к) на р. Сарымат и далее, или через верховья р. Шинг, переваливая через Гиссарский хребет на юг, или боковым отрогом на тот же Сарымат, но более сложными перевалами.

Продвигаясь на машине по трассе из Педжикента где-то в районе пос. Шурча можно отвернуть в долину р. Кштут, по дороге вдоль которой можно добраться до кишлака Газа и далее в верховья р. Сарымат. Не доезжая километров 15—20 до Газы можно свернуть к Куликалонским озерам и доехать до а/л «Артуч», расположенного километрах в 10 выше к. Мадовра по реке Уреч.

Далее по трассе уже за Айни можно добраться до ответвления в долину р. Пасруддарья, подъезжая по которой можно выходить в разных местах, начиная маршруты по ее правым притокам. Наиболее распространен заход по долине р. Имат на лед. Имат или реки Сурхоб, Желтая. Далее можно выйти к притоку Бодхона (к перевалам Талбас 1А, седло Чапдары 3Б). Заканчивается дорога на альпбазе «Вертикаль–Алаудин». Силами базы верхний участок дороги поддерживается в рабочем состоянии, иначе ее давно уже не было бы.

Продвигаясь от Айни дальше на юг, попадаем к хорошему асфальтовому ответвлению в долину р. Искандердарья, по дороге вдоль которой можно доехать как минимум до оз. Искандеркуль и одноименной турбазы. Дорога, уже похуже, идет и дальше, до президентской резиденции, на рудники, и в сторону к. Сарытаг (где она и заканчивается). Далее по дороге на Душанбе есть еще несколько перспективных, но мало исследованных притоков к Гиссарскому хребту. А не доезжая перевала Анзоб, можно отвернуть по долине р. Ягноб на восток, подъехав под Ягнобскую стену — Замин-Карор.

Уже за Анзобским перевалом наиболее популярное ранее место начала походов и известный район восхождений — это долина р. Сиама. На реке Варзоб, в километре ниже слияния с Сиамой, был когда-то а/л «Варзоб». Уже из Душанбе, по другой дороге, можно заезжать к южным склонам Гиссарского хребта (например, по р. Каратаг). В кишлаке Хакими (долина Каратага — Пайрона) расположена погранзастава. Относятся доброжелательно, но письмо с просьбой оказывать поддержку и список группы для них следует приготовить. В районе на данный момент работает две базы. Со стороны Куликалонских озер — это база «Артуч». Со стороны Алаудинских — гораздо более популярный среди альпинистов лагерь «Вертикаль-Алаудин».

Туристско-альпинистсткие возможности района

Приличную часть перевалов составляют сложные (2Б—3Б категория трудности). При этом если внимательно изучать карту, получится, что простые перевалы (до 1Б) сосредоточены локальными кучками, что затрудняет построение простых маршрутов. Если учесть, что для походов, особенно простых, Фанские озера — одни из основных достопримечательностей района, то можно сказать, что построение маршрута 1-й категории сложности здесь практически невозможно, особенно при ограничении сроков пребывания (например, за 8 дней) — разве что на озера практически не заходить. Исходя из этого, можно утверждать, что минимальная сложность похода в районе — вторая. Хотя и у «двоек» и у «троек» в районе останутся свои ограничения.

А вот для 4—6 категория трудности в этом районе раздолье. Поэтому в район можно сходить далеко не один раз, совершенно не повторяясь пройденными перевалами. Тем более что в сложные маршруты (начиная с «четверки») очень хорошо вписываются восхождения на пятитысячники района. Из них в туризме наиболее популярны простые восхождения:

  • пик Энергия  с перевала Чимтарга (2Б, но фактически 2А, ходят в походах, начиная с 3-й категория сложности);
  • Чимтарга с перевала Мирали (2Б);
  • Большая Ганза с перевала Седло Ганзы (2Б);
  • Малая Ганза по склону с перевала Гусева-Мухина (2А).
  • Реже туристы ходили на вершину Москва.

В рамках походов 6-й категории сложности совершались восхождения на пик Северный с перевала Алаудин (маршрут 2Б, скальный), вершина Чапдара по маршруту Усенова (5А через «сфинкс»), Замок (по дороге забежали — 2А), несколько первопрохождений — Энергия по южной стене (где-то 4Б, спуск по 2Б на перевал Чимтарга — это мы назвали перевалом плечо Энергии), Пайхамбер по южному контрфорсу (3Б, с ледника Малая Ганза — назвали перевал Замок), Большая Ганза по восточному ребро (5А комбинированный, спуск по 2Б на седло Ганзы, назвали, естественно, перевал плечо Ганзы). Собственно, эти комбинации альпинистских восхождений и первопрохождений, существенно повысили возможности района для походов 6-й категории сложности.

Перевалы 3Б—3Б*

Их здесь всего 9:

  1. перевал АКМО или седло Чапдары, 3Б;
  2. перевал Дон, 3Б*;
  3. перевал Енисей, 3Б;
  4. перевал Замок, 3Б;
  5. перевал Мария, 3Б;
  6. перевал Олимпийский, 3Б;
  7. Плечо Ганзы;
  8. Плечо Чапдары;
  9. Плечо Энергии.

Перевалы 3А

Кроме имеющихся в Гиссарском хребте:

  1. перевал Адиджи;
  2. перевал Блок;
  3. перевал Жигули;
  4. перевал Кузбасс;
  5. перевал Энергия;
  6. седло Сарышах;
  7. перевал Кштудак;
  8. перевал Сарыходаны;
  9. седло Москвичей;
  10. перевал Мирали (Ленинградский);
  11. перевал Фанская сказка;
  12. перевал Имат.


Засады

Есть в Фанах несколько мест, где можно попасть в «засаду» по незнанию. Это означает, что иногда к подготовке и изучению материалов по перевалу нужно подходить внимательно. Это перевалы ВАА, Мазалат, перевалы 1А—1Б, ведущие в верховья реки Серима, а также перевалы Кштудак Западный — Пштикуль Восточный. С первых двух, если не знать, что необходимо через ближайший отрожек перевалить на ледник М. Ганза, вы попадаете в замечательный каньон, который в целом тянет на 2Б (хорошие скалы). Это место уже исправлено в классификаторе, с указанием, что при прохождении каньона это 2Б.

В верховья же Серимы можно попасть целым букетом перевалов 1А—2А, без всяких указаний, что спуска вниз практически нет (тоже минимум 2Б), и выходить из верховьев лучше любым другим перевалом из этого же букета. Особенно если учесть, что со слов местных жителей в каньоне обвалилась гора, так что подобие тропы, которое там когда-то было, и некоторые ее находили, теперь отсутствует.

Перевалы Пштикуль Восточный + Кштудак Западный — это связка 2А. Если же проходить их раздельно (то есть один из них) — придется проходить каньон реки Пштикуль, что сразу увеличит сложность этих перевалов до 3А.

В Фанах вполне возможен поиск новых прохождений, в том числе и простых перевалов. Но имеется не малое количество давно пройденных, но по каким-то причинам не классифицированных (то есть отсутствующих в «Перечне…») перевалов. Во многом — из-за отсутствия информации. Из известных — например, перевал Мазалат с Мутных озер на Казнок (в последний перечень его уже внесли).

А в 1998 году в поисках нового перевала в южном отроге ввершины Линкор найдено несколько перевальных записок Львовской команды с обозначенными перевалами Красноключенский 2А, Игоря Бандривского 2Б. Только в 2000-м году был пройден наиболее простой и логичный перевал Линкор 1Б, но логичный при продолжении движения через перевал Сурх 1Б. В том же узле, но в боковом отроге, в 2003-м году прошли перевал Динозаврик 1Б.

А еще есть узел с перевалами Юбилейный 2А и Зиндон 2Б. Между ними присутствуют еще две седловины – Юбилейный ложный, и Зиндон ложный.


Приложения

  1. Согрин С.Н. Памиро-Алайские маршруты (1974) odt Скачать .ODT (9.66 МБ)
  2. Мухин А. С., Гусев В. Ф. «Фанские горы» (1949) odt Скачать .ODT (13.19 МБ)
  3. Топографическая карта Фанских гор (Масштаб: 1:100 000) gif Скачать .GIF (29.07 МБ)
Источники:
Лебедев А. Памиро-Алай http://static.turclubmai.ru/papers/1202/fany.htm
Джулий А. Фанские горы, обзор района http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1044